статья 7413

Название статьи

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕНИЯ О ЦЕЛЬНОМ ЗНАНИИ В РУССКОЙ ГНОСЕОЛОГИИ XIX в.
(ОТ ЛЮБОМУДРОВ ДО В. С. СОЛОВЬЕВА)

Авторы

Кошарный Валерий Павлович, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии, Пензенский государственный университет, (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), dep-ph@pnzgu.ru

Индекс УДК

1 (091)

Аннотация

Актуальность и цели. Задачи дальнейшего развития исследований в области теории познания вызывают необходимость обобщения интеллектуального опыта, накопленного в том числе и в русской философии. Особый интерес в этом плане представляет учение о цельном знании, развивавшееся в отечественной философии на протяжении XIX–XX вв. Объект статьи – аксиолого-гносеологическая линия в истории русской философии XIX в. Предмет статьи – теоретико-познавательные установки участников московского кружка любомудров, ранних славянофилов, В. С. Соловьева, воплотившиеся в учении о цельном знании. Цель работы – проанализировать гносеологические установки русских философов XIX в. и выявить в них компоненты, составившие концепцию цельного знания.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования трудов русских мыслителей XIX в., исследований советских и российских ученых, посвященных рассматриваемой проблематике. В центре внимания – произведения представителей московского кружка любомудров, славянофилов и В. С. Соловьева. Методологический потенциал включает сравнительно-исторический метод, применение которого позволяет показать оригинальность гносеологических представлений русских философов.
Результаты. Раскрываются теоретические и социальные источники и предпосылки концепции цельного знания, осмысливается ее содержание, показывается связь гносеологических позиций русских мыслителей с европейской традицией холистического мышления, указывается на глубокое гуманистическое значение учения о цельном знании для развития последующей русской философской мысли и современной социальной практики.
Выводы. На основе анализа историко-философских источников делается вывод о том, что сложившаяся в русской философии XIX в. традиция целостного охвата познавательных способностей явилась выражением стремления русских мыслителей к формированию универсальной личности, свободной от всех видов отчуждения. Успех познания обеспечивается, согласно этой традиции, тесной связью с жизнью во всех ее проявлениях, верностью истине и справедливости, всей совокупности нравственных и эстетических ценностей. Трактовка знания как органического единства истины, добра и красоты определяет глубокое гуманистическое содержание русской философии и тем самым все возрастающее ее значение для человека современной технической цивилизации.

Ключевые слова

русская философия XIX в., аксиолого-гносеологическая традиция, холистическое мышление, цельное знание, любомудры, ранние славянофилы, В. С. Соловьев, гуманизация социальных отношений.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Шпет, Г. Очерк развития русской философии / Г. Шпет // Сочинения.–М.:Правда,1989.–С.10–342.
2. Сакулин, П. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыс-литель-писатель / П. Н. Сакулин.– М. : Изд. М. и С. Сабашниковых, 1913. – Т. 1, ч. 1. – 480 с.
3. Каменский, З. А. Московский кружок любомудров / З. А. Каменский. – М. : Наука, 1980. – 328 с.
4. Маймин, Е. А. Русская философская поэзия / Е. А. Маймин. – М. : Наука, 1976. – 190 с.
5. Одоевский, В. Ф. Русские ночи / В. Ф. Одоевский. – Л. : Наука, 1975. – 319 с.
6. Герцен, А. И. О развитии революционных идей в России / А. И. Герцен // Соб-рание сочинений : в 30 т. – М. : Изд-во Академии наук СССР, 1956. – Т. 7. – С. 133–266.
7. Хомяков, А. С. Записки о всемирной истории / А. С. Хомяков // Полное соб-рание сочинений. – М. : Университетская типография на Страстном бульваре, 1911. – Т. 5, ч. 1. – C. 1–535.
8. Кобзев, А. И. Особенности философской и научной методологии в традицион-ном Китае / А. И. Кобзев // Этика и ритуал в традиционном Китае : сб. ст. – М. : Наука, 1988. – С. 17–55.
9. Киреевский, И. В. В ответ А. С. Хомякову / И. В. Киреевский // Полное соб-рание сочинений : в 2 т. – М. : Типография Императорского Московского универ-ситета, 1911. – Т. 1. – С. 109–120.
10. Киреевский, И. В. О необходимости и возможности новых начал для фило-софии / И. В. Киреевский // Полное собрание сочинений : в 2 т. – М. : Типография Императорского Московского университета, 1911. – Т. 1. – С. 223–264.
11. Киреевский, И. В. Отрывки / И. В. Киреевский // Полное собрание сочинений : в 2 т. – М. : Типография Императорского Московского университета, 1911. – Т. 1. – С. 265–281.
12. Хомяков, А. С. Письмо К. С. Аксакову / А. С. Хомяков // Полное собрание сочинений. – М. : Университетская типография на Страстном бульваре, 1900. – Т. 8. – С. 344–356.
13. Асмус, В. Ф. В. С. Соловьев: опыт философской биографии / В. Ф. Асмус // Вопросы философии. – 1988. – № 6. – С. 76–81.
14. Соловьев, В. С. Философские начала цельного знания / В. С. Соловьев // Соб-рание сочинений. – СПб. : Изд-во Товарищества «Общественная польза», б. г. – Т. 1. – С. 227–375.
15. Рашковский, Е. Б. Владимир Соловьев: учение о природе философского зна-ния / Е. Б. Рашковский // Вопросы философии. – 1982. – № 6. – С. 95–120.

 

Дата создания: 28.05.2014 14:31
Дата обновления: 28.05.2014 16:25